logoped.od.ua   logoped.od.ua
Сообщество практикующих логопедов
 
 
Игры
Игры для формирования правильного звукопроизношени
Новая рубрика



Яндекс цитирования




   Игры / Игры для формирования правильного звукопроизношени.


Игры для формирования шипящих звуков Ч, Щ



Игры для формирования шипящих звуков Ч, Щ

Поезд

Цель: Автоматизация звука ч в слогах.

Описание игры: Дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Дежурный (ведущий) дает свисток — поезд трогается. Дети двигаются с согнутыми в локтях руками, делают ими вращательные движения, подражая движению колес, и произносят: чу-чу-чу-чу...
Дав поезду немного проехать, ведущий поднимает желтый флажок — поезд замедляет ход. На красный — поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает желтый флажок — машинист дает сигнал. На зеленый — поезд трогается. Игра повторяется несколько раз.



Воробушки

Цель: Автоматизация звука ч в звукоподражании.

Описание игры: Дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова педагога «В гнезде воробушки живут И утром рано все встают» дети раскрывают глаза, громко поют:
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!
Так весело поют, Заканчивает педагог.
После этих слов дети разбегаются по комнате. На слова педагога «В гнездышко полетели!» возвращаются на свои места.



Колечко

Цель: Автоматизация звука Ч во фразах.

Оборудование: Колечко.

Описание игры: Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удастся выбежать, он становится водящим.



Чай Танечке

Цель: Автоматизация звука ч в предложениях.

Оборудование: Кукольный чайный сервиз, четыре куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина.

Описание игры: Дети сидят перед сто-лом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, педагог спрашивает других детей: «Что делал Петя?» Дети отвечают. Затем вызывается другой ребенок, и ему педагог предлагает выполнить задание.



Чижик

Цель: Автоматизация звука ч и дифференциация звуков ч — ж.

Описание игры: Один ребенок кошка, Остальные дети — чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Другая часть площадки свободна. Педагог (или выбранный ребенок) говорит:
Чижик в клеточке сидел, Чижик в клетке громко пел: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу».
После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося слова:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу.
Появляется кошка, и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков.



Спрячу куклу Машу

Цель: Дифференциация звуков ш — ч в тексте.

Оборудование: Кукла.

Описание игры: Дети сидят на стульчиках полукругом. Ведущий держит в руках куклу и говорит, что кукла Маша сейчас спрячется, а кто-нибудь один из детей – будет ее искать. Ребенка, же-лающего искать куклу, отправляют в другую комнату, а куклу прячут. Ребенок возвращается, дети говорят:
Спрячем куклу Машу, Спрячем куклу нашу. Валя к кукле подойдет, Валя куколку возьмет. С куклой Машей Валечка попляшет. Хлопнем в ладошки, Пусть попляшут ножки.
Ребенок находит куклу, пляшет с ней, остальные дети хлопают в ладоши.



Палочка

Цель: Дифференциация звуков ш — ч в тексте.

Оборудование: Гимнастическая палка

Описание игры: Ребенок должен держать в горизонтальном положении палку обеими руками перед собой и переступать то правой, то левой ногой, не выпуская палку из рук, движения выполняются в сопровождении слов, которые произносит ведущий ребенок:
Ножку выше поднимай, Через палочку шагай.



Лягушки

Цель: Дифференциация звуков ш — ч в тексте.

Описание игры: Дети делятся на две группы. Одна из них — кочки на болоте, другая — лягушки. Кочки стоят большим кругом. За каждой кочкой спряталась лягушка.
Одна лягушка (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика.
Водящий говорит: «Вот лягушки по до-рожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква, ква, ква, ква, скачут, вытянувши ножки».
Дети (кочки) говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошкою вприскочку». После этих слов все лягушки и водящий прячутся за кочки. Тот, кому не хватило кочки, становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». Лягушки снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала. Только дети меняются ролями.



Разведчики

Цель: Автоматизация звука щ в словах и фразах.

Оборудование: Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.

Описание игры: Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, полу-чает значок разведчика. (По аналогии игра может быть, организована для автоматизации любого звука.)




  Опубликовано: 22.Jul.2009
Обновлено: 23.Jul.2009