logoped.od.ua   logoped.od.ua
Сообщество практикующих логопедов
 
 
Постановка звуков
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука Л
Постановка звука Р
Постановка свистящих звуков
Постановка шипящих звуков



Яндекс цитирования




   Постановка звуков / Постановка свистящих звуков.


Постановка звука С



Постановка звука С
Положение артикуляционного аппарата - звук СПосле отработки всех артикуляционных позиций, необходимых для произношения свистящих, переходят к формированию статики звука «С», являющегося базовым для всей группы свистящих.


1.Речевой звук связывают со зрительным образом: струя пара, выходящая из чайника. Артикуляционный профиль.


2.Положение органов артикуляции:

а) губы слегка растянуты в улыбку;

б) зубы раскрыты на 1—2 мм;

в) кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к коренным зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок.


Целью проводимых на данном этапе упражнений является формирование умения одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указанных позиций.
После отработки статики переходят к динамике звука. Предлагаются символы для контроля качества действий: наличие холодной воздушной струи, направленной вниз, совпадение полученного и нормированного звука.

Зрительно контролируется положение языка у нижних зубов. Тактильно - ощущение холодной воздушной струи, направленной вниз. Аудиально — совпадение полученного и нормированного звука.

3.При необходимости вводятся дополнительные зрительные опоры:

а)если имеется девиация языка, предлагаются ориентиры для контроля симметрии;

б)при носовой утечке воздуха с ребенком обсуждается функция мягкого неба. Наблюдение за работой мягкого неба осуществляется перед зеркалом.

После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка. Например, слишком плотно сомкнуты зубы, язык отклонился в сторону, пропал желобок и т. д.

Такая последовательность действий и наглядность позволяют ребенку разложить сложное движение на отдельные составляющие — операции — и осуществлять целенаправленную подстройку к нормированной артикуляции.


Звук «3» ставится аналогично звуку «С», характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок..

Мягкие звуки «Сь», «Зь» характеризуются большим напряжением языка и большим выгибанием передне-средней части языка по направлению к твердому небу.



  Опубликовано: 14.Jul.2009
Обновлено: 21.Jul.2009